КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ — высшее духовное учебное заведение Курской и Рыльской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
   Образована в 1787 г. на базе духовной школы при Белоградском архиерейском доме для обучения детей духовного сословия.
   Основатель — епископ Белоградский и Курский Феоктист (Мочульский).
   Первый ректор — игумен Белоградского Никольского монастыря Иустин.
   При семинарии создаётся библиотека с фондом до десяти тысяч книг. Большинство книг пожертвовано частными лицами, а также архипастырями епархии. Среди изданий попадались уникальные экземпляры. Например, Евангелие, напечатанное по личному указу царя Алексея Михайловича в 1656 г., Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

   В октябре 1799 г. отделена Слободская Украина, составившая самостоятельную епархию (соответственно отделился и Харьковский коллегиум).
   Епархиальным городом становится Курск. Архиереи стали именоваться Курскими и Белоградскими. Семинария, продолжая оставаться в Белгороде, стала именоваться Курской.

   Деятельность семинарии не ограничивалась только духовной сферой. Во время Отечественной войны 1812 г. многие учащиеся в качестве добровольцев воевали в рядах ополчения.

   В 1854-1856 гг. создано историко-статистическое описание Курской епархии и Курской духовной семинарии. Этот труд выполнил преподаватель Матвей Архангельский при содействии ректора семинарии (с 1851 г.) архимандрита Флавиана.
   Уровень знаний семинаристов был достаточно высокий. Кто желал, мог получить кроме основного образования ещё и дополнительное. В Харьковский университет, в год его основании, поступило сразу 20 семинаристов.

   Выпускники семинарии шли не только в священнослужители, но и в медицинскую науку, военную, статскую службы. Среди них — богословы, публицисты, врачи.
   Наиболее известны:
   - митрополит Московский Макарий (Булгаков),
   - архиепископ Черниговский и Неженский Нафанаил (Савченко),
   - архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий (Ильинский)
   - епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский),
   - архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов),
   - епископ Воронежский Вениамин (Смирнов),
   - епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (Беликов) и мн. другие.

   В 1882 г. семинария окончательно переехала в Курск.
   "... по 1-й Мѣщанской (ова-же Манежная и Театральная), находятся зданія духовной семинаріи, которая въ 1882 году была переведена изъ Бѣлгорода. При семинаріи домовая церковь, гдѣ во время богослуженій поетъ хорошій хоръ изъ воспитанниковъ семинаріи. Рядомъ съ семинаріей—зданіе общежитія для семинаристовъ и церковно-приходская школа съ церковью."
   С 1888 г. и до закрытия, семинарию возглавлял протоиерей Иаков Новицкий.

   Одним из важнейших направлений общественного служения семинарии была просветительская деятельность среди жителей Курска.
   "... Въ семинаріи помѣщается редакція Курскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей, издающихся съ 1871 г. и заключающихъ въ себѣ много статей по исторіи Курскаго края. Изданъ Указатель статей, помѣщенныхъ въ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ за 25 лѣтъ существованія ихъ (1871-896 г.)."
   С октября 1891 г. от имени и при содействии Епархиального Братства преподобного Феодосия Печерского стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Они проходили в трех местах города: в Городском-Семеновском училище, в народном училище в Стрелецкой слободе и в церковно-приходской школе Ямской слободы.
   "... При Братствѣ находятся книжный складъ и древлехранилище, гдѣ хранится до 90 старинныхъ предметовъ, большей частью старообрядческихъ иконъ."
   По воскресным и праздничным дням Святой Четыредесятницы на базе семинарии проходили религиозно-нравственные Палестинские чтения.

   В конце XIX столетия в Курской духовной семинарии обучались:
   Дмитрий Воскресенский (будущий священномученик Дамиан, архиепископ Курский и Обоянский),
   Иван Богоявленский (будущий ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, затем епископ Таллиннский и Эстонский),
   Николай Прохоров (будущий архиепископ Ростовский и Пензенский),
   Владимир Косьмин (ставший во время гражданской войны генералом штаба Дальне-Восточной армии),
   Михаил Коровин (в дальнейшем заместитель директора горнo-геологического института Западно-Сибирского филиала АН СССР) и другие.

   После Октябрьской революции, с 1917-1919 гг. Русская православная церковь лишилась всех подведомственных ей учебных заведений.
   В 1918 г. Курская духовная семинария закрыта Советской властью. Многие её воспитанники и их наставники репрессированы и расстреляны.

   В 1990 г. по инициативе архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия началось возрождение Курской духовной семинарии.
   1 сентября 1990 г. семинария открыла свои двери. Сначала это было духовное училище с двумя отделениями - пастырским (с трёхгодичной программой обучения) и регентским (с двухгодичной программой обучения).
   25 декабря 1991 г. Курское духовное училище Постановлением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II преобразовано в Курскую духовную семинарию с четырёхлетним обучением. Увеличено число воспитанников. Стала работать реставрационная мастерская. Открылось иконописное отделение.
   В 1994 г. семинария выступила учредителем Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского.
   В 1999 г. в связи с переходом на пятилетнее обучение, семинария получила статус высшего духовного учебного заведения.
   С 1990 по 2004 гг. Курской духовной семинарией руководили: ныне архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), архимандрит Варнава (Дробышев), протоиерей Михаил Шурпо, митрополит Ювеналий (Тарасов).
   С августа 2004 г. до настоящего времени (2014) ректором семинарии является митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин).

   В настоящее время Курская духовная семинария готовит священно- и церковнослужителей, а также церковных художников-иконописцев. Принимаются только лица мужского пола в возрасте от 18 лет до 35 лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
   Учащиеся обеспечиваются общежитием, бесплатным питанием и стипендией.
   Срок обучения 5 лет.
   Прием студентов в семинарию осуществляется на конкурсной основе.
   На пасторском отделении изучается около сорока предметов. Особенно подробно преподаются богословские дисциплины. Из светских предметов: философия, история России, риторика, педагогика, психология. Помимо русского и церковнославянского языка изучаются английский, латинский и древнегреческий.
   В связи с повышением требований к уровню богословской подготовки преподавателей и студентов духовных учебных заведений в семинарии уделяется значительное внимание научной деятельности. Она осуществляется в рамках единой концепции развития научно-богословского направления.
   Студенты активно участвуют в духовной жизни заведения, предлагают администрации вопросы, которые выносятся для обсуждения на студенческом совете семинарии, посещают больницы, социальные учреждения, активно помогают людям с инвалидностью и бывшим сотрудникам академии, занимаются тюремным служением.

На главную страницу